Кинотавр, мы будем скучать
HISTORY/NATION

Недавно российское киносообщество обнесла трагичная новость: главный смотр российского кино, фестиваль "Кинотавр" "перенесен на период "когда мы переживем текущие политические события и сможем вернуться к кинематографу, в том числе — чтобы осмыслить произошедшее со страной и всеми нами», как следует из заявления директора фестиваля, продюсера Александра Роднянского. Расстраиваться есть чему: "Кинотавр" был и светским мероприятием, дающим пищу глянцевым журналам, и рынком, благодаря которым пополнялись репертуары кинотеатров, и, конечно же, праздником российского кинематографа. Почти все достойные внимания картины производства России представлялись именно в Сочи.

by Ksenia Slasten
30/04/2022

Расскажем немного об истории фестиваля. Кинотавр возник как способ воскресить отечественный кинопрокат, находящийся на закате двадцатого столетия в крайне плачевном состоянии. Идея смотра принадлежала продюсеру Марку Рудинштейну. Президентом был назначен советский актер Олег Янковский. Первый фестиваль прошел в 1990 году в Подольске, потом его было решено перенести на берег Черного моря в курортный город Сочи. Первые года у фестиваля была репутация места, где проходили пьянки-гулянки, и-какие-то-показы, которые никому не были нужны; общественность больше тянулась за сплетнями, кто с кем водки перепил и потом подрался. Между тем фильмы показывались достойные, например, "Небеса обетованные" (1991) Рязанова, "Особенности национальной охоты" (1995) Рогожкина, известнейшая дилогия "Брат" (1997) Балабанова, "Ворошиловский стрелок" (1999) Говорухина и еще много-много хороших работ, про которые начинали говорить только тогда, когда они уже находили народную любовь, и зачастую даже не упоминалось, что они были на каком-то там Кинотавре.
В 1994 году фестиваль из сугубо российской реалии попытались превратить в международную, и подобная инициатива продлилась 11 лет, до продажи Рудинштейном фестиваля в 2004 году Александру Роднянскому. Тот решил сконцентрироваться исключительно на российском продукте, отменил международный конкурс и попытался сместить фокус с светской составляющей фестиваля на кинематографическую. Можно сказать, что у него получилось: наряду с обсуждением, кто с кем позировал на ковровой дорожке у отеля "Жемчужина", в прессе стали появляться отклики на яркие конкурсные работы, описания новых интересных имен в российском кинематографе. Это вылилось в то, что сегодня зритель, хотя бы немного увлекающийся кино, уже может для себя составить так называемый "лист ожидания" с Кинотавра и внимательно следить за кинопрокатом, и приписка в анонсе, что фильм присутствовал в программе на смотре в Сочи считается чуть ли не такой же весомой для синефилов, как значок Каннской пальмовой ветви, Венецианского льва или Берлинского медведя.

Кстати, о международных фестивалях. "Кинотавр" стал отправной площадкой для многих кинематографистов из России, которые потом представляли свои картины на международном уровне. Как только Александр Роднянский вступил на пост директора "Кинотавра", он ввел конкурс короткого метра, и именно в этой категории в 2009 году был представлен дебют Юрия Быкова, фильм "Начальник". Премьера его первой полнометражной картины "Жить" состоялась также в Сочи на следующий год. С тех пор Быков становился не только многократным участником того же Кинотавра, но и удостаивался показывать свои работы в Каннах, Локарно, Шанхае и других влиятельных фестивалях. Также, именно благодаря конкурсу короткого метра раскрылся талант Ивана Твердовского, который еще студентом получил свой первый "Кинотавр" за короткометражку "Словно жду автобуса" (2009). Его полнометражный дебют "Класс коррекции" (2014) также был показан в Сочи. Свой первый фильм "Интимные места" показали на "Кинотавре" Наташа Меркулова и Алексей Чупов в 2013 году. Восемь лет спустя, они из самой Венеции привезли фильм "Капитан Волконогов бежал" (2021), где тот претендовал на "Золотого льва".


Вообще, в последнее время в Сочи был такая тенденция: презентовать отечественному кинорынку то, что уже заслужило признание у зарубежных киноделов. Кроме Меркуловой, подобным образом поступила Кира Коваленко, после того, как ее фильм "Разжимая кулаки" (2020) получил Гран-при программы "Особый взгляд" в Каннах. Точно также поступил ее сокурсник по мастерской Сокурова Кантемир Балагов со своей дебютной картиной "Теснота" (2017), Твредовский с фильмом "Конференция" (2020) про терракт "Норд-Ост" и многие другие.

Связано это с тем, что Кинотавр действительно обрел достаточно большой вес в отечественном кинематографе. Засветившиеся там имена поддерживали инвесторы, у ним устремляли свое внимание зрители, к ним присматривались отборщики международных фестивалей. Не будет никакой ошибкой сказать, что Кинотавр стал главным смотром отечественного кино, программа которого была действительно сильной; по конкурсу Кинотавра можно было отследить эволюцию отечественного кино. Последние года жюри все чаще стали обращать внимание на кино, снятое в регионах, например, лауреатом Кинотавра-2020 стала якутская драма
"Пугало", что вызвало всплеск интереса к якутскому кино, в программе 2021 года был триллер "Подельники", снятый в деревушке Пермского края.


Таких примеров можно приводить очень и очень много, и суммируя их всех, можно только сделать вывод, что российское кино развивалось в правильном направлении, за этим прогрессом становилось интересно наблюдать, и Кинотавр становился главной площадкой подведения итогов киногода. За несколько лет он к статусу светского гламурного события добавил статус праздника искусства, праздника кино. К сожалению, в сегодняшней ситуации становится очевидно, почему было принято такое решение, как отменить фестиваль до лучших времен. Не только потому, что не до праздников, а еще потому, что Кинотавр с каждым годом становился все свободнее в своей тематике. А в сегодняшней России места свободе нет.


Made on
Tilda