HISTORY

В гангстерском раю:
мафия в корейском кино

by Diana Ushkar


25/11/2021

Корейская культура интересна и уникальна во всех своих проявлениях, в том числе – кинематографе. Два самых востребованных жанра в Южной Корее – это дорамы и фильмы о гангстерах; именно эти две категории сделали корейский кинематограф знаменитым на весь мир. В этой статье мы поговорим о второй категории.


Кино про организованную преступность действительно пользуется большой популярностью среди корейских зрителей и режиссеров, причем дело не только в огромном количестве фильмов про мафию, ежегодно выходящих на большие экраны. Даже в работах, где мафия не играет ключевую роль, она зачастую упоминается вскользь. Возьмем для примера хотя бы знаменитую Игру в кальмара (2021) (персонаж Чан Док Су был гангстером). Данная особенность наталкивает на мысль о том, что популярность мафии в корейском кино – явление широко культурное, что на первый взгляд может показаться парадоксальным. Южная Корея известна высоким уровнем безопасности: в крупных городах можно без опаски гулять и днем, и ночью, поэтому легко поверить, что преступности в Корее почти нет. На деле это не совсем так. Преступность существует в Южной Корее, просто имеет свои особенности, главная из которых – незаметность для окружающих. Мафия в Южной Корее делится на кланы, которые имеют в своей сфере влияния определенные территории страны. Сфера их интересов – нелегальный бизнес, поэтому для простых жителей организованная преступность остается незаметной. Не исключено, что именно эта загадочность привлекает такой интерес местных жителей к фильмам о гангстерах: все знают, что мафия существует, но стать свидетелем ее деятельности вживую людям вряд ли удастся. Кроме этого, мафия – неотъемлемая часть социального механизма Южной Кореи. В организованной преступности задействовано очень много людей, в том числе с каждым годом все больше несовершеннолетних вступают в криминальные группировки, что до сих пор остается одной из главных проблем страны. Таким образом, становится понятно, что мафия – неотъемлемая часть Южной Кореи, и такое количество фильмов на данную тему уже не кажется удивительным. Давайте посмотрим, каким криминальный мир представлен в Корейском кино.
Один из самых известных корейских фильмов, Олдбой (2003), рассказывает об О Дэ Су пережившем загадочное 15-летнее заточение, в котором он имел возможность только есть жареные пельмени, смотреть телевизор и, конечно, мечтать о кровавой мести тому, кто подверг его этой пытке. Оказавшись на свободе, герой выходит на след своих пленителей, которые оказываются представителями организованной преступности. Мафия в этом фильме воплощается в образе Ли Ву Чина – главной причине страданий О Дэ Су. Однако это вовсе не клишированный злодей. В ходе развития сюжета раскрывается трагическая биография анти-героя, через его боль становится понятна его мотивация и все его поступки обретают смысл. Преступность для него – средство достижения справедливости, так как гангстеры могут выйти за рамки и сделать больше, чем полиция. Невероятная жажда мести толкает на путь жестокости и главного героя, доказывая, что лекарство от сильной боли лежит вне закона.
Гангстер, коп и дьявол (2019) – еще один нашумевший Корейский фильм. Завязка истории заключается в том, что полицейский и глава мафии объединяются, чтобы поймать особо опасного маньяка. Таким образом, мафия в фильме не главное зло, а в какой-то степени даже страж справедливости. От блюстителей порядка мафию в фильме отличают личные мотивы и способы воздействия, основанные на жестокости, но это не делает гангстеров отрицательными персонажами в глазах зрителей. Кстати, интересно, что сам факт связи мафии с полицией, как показано в фильме, имеет место быть в действительности. После просмотра фильма может показаться, что полицейский как будто закрывает глаза на деятельность преступных группировок, хотя она является незаконной. В Южной Корее полиция действительно знает о преступной деятельности мафии, но часто не вмешивается в их дела по причине того, что сфера влияния мафии – нелегальный бизнес. Мафия, таким образом, та же полиция, но вне закона. Главы преступных группировок наводят порядок в подпольном мире;полиция же тщательно следит за тем, чтобы деятельность мафии не вышла за эти рамки.


В фильме "Гангстер, коп и дьявол" главу мафии сыграл корейский актер Ма Дон-сок, достаточно востребованный в том числе в гангстерском кино. В фильме Бешеный бык (2018) актер играет бывшего бандита, которому пришлось вспомнить прошлое, когда его жена оказалась в опасности (ее похитила местная группировка). В этом фильме образ организованной преступности раскрывается с двух сторон: есть добрый и милый главный герой и жестокие и беспринципные антагонисты, но все они принадлежат криминальному миру. Глядя на главного героя, который прибегает к насилию только в крайних случаях, а в конфликтных ситуациях скорее промолчит и пройдет мимо (поначалу он даже пытался мирно договориться с похитителями), фильм дает нам понять, что преступная деятельность не делает человека априори злым и безнравственным. Преступность – это возможности и способ достижения цели, но все зависит от морального выбора каждого, как этими возможностями распоряжаться.
Похожий сюжет мы видим в фильме Голубая соль (2011), который рассказывает о Ду Хэйоне. Раньше он был членом преступной группировки, а сейчас спокойно доживает свой век, ходит в кулинарную школу и мечтает открыть свой ресторан. Именно в кулинарной школе он знакомиться с Се-бин, молодой девушкой которая сразу покоряет сердце героя. Однако юная красавица не так проста, как кажется; она – киллер, которого подослал враждебный преступный клан с целью убить героя. Но добрые чувства оказываются сильнее жестокости и криминала в этом фильме: Ду Хэйон, хоть и является гангстером, очень заботлив по отношению к людям, особенно к любимой девушке. "Такую вкусную еду не приготовит человек, собирающийся тебя убить," говорит Ду Хэйон. Фильм показывает, что у бандитов тоже хрупкие сердца.
Светлое будущее(2010) рассказывает о Ким Хеке. Он – босс пусанской мафии, прожигает свою жизнь и занимается криминалом. Однако по ходу повествования раскрывается его трагедия: героя преследуют воспоминания о том, как он оставил своего младшего брата Чхоля и мать при попытке сбежать из Северной Кореи в Южную. Мать была избита до смерти, а Чхоль теперь сидит в северокорейской тюрьме. Его история объясняет тяжелый характер главного героя и путь, который он избрал. Кроме того, преступная деятельность является для него единственным способом отомстить за боль, которую причинили его любимым. Здесь вновь встречается мотив "насилие (или боль) порождает насилие". Этот же мотив встречается в фильме Избави нас от лукавого (2020). Герой не может оставить криминальный мир, так как вынужден найти свою похищенную дочь и в то же время противостоять киллеру, брату главы мафиозного клана, убитого главным героем. Таким образом, насилие и месть превращаются в порочный круг, из которого нет выхода кроме смерти. Зрители понимают мотивацию каждого из противников, ведь жестокость каждого из них оправдана, но ощущение порочного круга рождает идею о том, что насилие все-таки не выход и не оправдание.
Made on
Tilda