Война в кинематографе Германии

NATION/HISTORY

Когда начинать отсчет истории немецкого кинематографа? В 1893 году, когда Эдварда Мунк закончил «Крик». Картина - знамя начала немецкого экспрессионизма. Мунк, норвежец, провел 4 года в Германии, где начал работу над циклом «Фриз жизни». В его составе одно из самых впечатляющих произведений искусства. Крик - это апофеоз импрессионизма, сочетающий в себе преувеличенную субъективность реализма и создает яркий образ тревоги.

by Polina Galaganova

20/03/2022

Раннее немецкое кино тесно связано с мировым экспрессионистским движением и общей депрессией в стране после Первой мировой войны. Эра зародилась в искусстве визуальном, а затем статичные превратилась в движение, а картины перенеслись с холстов на экраны. Этот период в кинематографе начался более чем через 20 лет после рождения «Крика», в 1920-е годы.

Наиболее заметной особенностью этого кинематографического периода является освещение - оно очень мрачное и искаженное, как перспектива и сцена. Почти все декорации в раннем немецком кинематографе нарисованы и стилизованы. Это позволяет добиться особого эффекта и сделать фильмы еще более тревожными. Этот прием используется в фильмах ужасов той эпохи, таких как Кабинет доктора Калигари (1920, Робер Вайн) или Носферату,симфония ужаса (1922, Ф.В. Мурнау). Эти фильмы немые, но доступные: их легко смотреть благодаря преувеличенным формам и переигрыванию.
Фриц Ланг, коллега Мурнау - «повелитель тьмы» - также стал крайне важной фигурой в кинематографической индустрии 1920-х годов. Он создал одно из самых значительных произведений немого кино - Метрополис (1927). Действие фильма разворачивается в 2000 году, в далеком и очень мрачном (мы, конечно, можем поспорить с таким изображением) будущем. В нем использовались новейшие спецэффекты, используя зеркала и экспериментируя с техниками. Метрополис стал самым дорогим немецким фильмом своего времени. В 1931 году Ланг создал М, ужасающую историю серийного убийцы. В фильме задействованы одни из лучших актеров, среди которых Питер Лорре. Его игра вызывает у зрителей стокгольмский синдром, заставляет сочувствовать убийце.

Немецкий экспрессионизм - одно из самых влиятельных течений в истории кинематографа. Он не мог просто так умереть даже после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году. Немецкий экспрессионизм жил, но уже в иной форме, пробиваясь в Голливуд и вдохновляя «фильм нуар» в 1940-х годах. Для голливудского жанра характерны глубокие тени, контраст освещения и столько же пессимизма, сколько было в немецком экспрессионизме. Сегодня это также заметно, появляясь в творчестве Тима Бертона, Бэтмен (1989) - хороший пример.
Ф.В. Мурнау стал режиссером самых важных немецких фильмов той эпохи, начиная с Последнего человека (1924), Фауста (1926) и Восхода солнца (1927). На режиссера и его стиль повлияли многие различные течения, включая романтизм. Джо Лесли Кольер предполагает, что он также был вдохновлен Рихардом Вагнером. Оба деятеля пережили тяжелые времена - «радикально изменившийся мир требовал радикально нового искусства». Мурнау добился сильнейшего эмоционального накала в своих немых фильмах с помощью движущейся камеры (которую он ввел и популяризировал в кинематографе) и «симфонического» единства всех сцен.
Однако во время расцвета фашизма некогда чрезвычайно популярное немецкое кино стало менее актуальным. На протяжении лет, с 1933 по 1945 год, индустрия служила скорее эффективным инструментом пропаганды, хотя некоторые критики считают ее просто формой развлечения, лишенной смысла. Несмотря на это, важно помнить, что этот период, хотя и гораздо менее продуктивный, значения не лишен.
Во время Второй мировой войны и после Второй мировой войны кино находилось в состоянии полного застоя. Среди режиссеров, которые не хотели дать искусству полностью развалиться, была Лени Рифеншталь. Одни называют ее «иконой феминизма», другие - фашистским режиссером. Рифеншталь - противоречивая фигура, но документальные фильмы, которые она сняла, тем не менее важны.

Ее карьера началась рано, в 1920-х годах, когда она стала актрисой, а затем в 1930-х - режиссером. Рифеншталь была известна как звезда «горных фильмов». Жанр фокусируется на битве человека с природой и альпинизме. Ее первым кино, в котором была показана идеология нацизма, был Голубой свет (1932). Он представлял опасности жадности и материализма в образе зловещих иностранцев.

После прихода нацистской партии к власти в 1930-х ей было поручено создать несколько пропагандистских фильмов. Так, Рифеншталь работала над Победой веры (1933), Триумфом воли (1935) и наиболее известной Олимпией (1938).
Хотя эти фильмы часто игнорируют из-за их идеологической природы, следует признавать их художественную новизну. Триумф воли, хотя и противоречивый по своей сути, крайне ценный для киноиндустрии: он сочетает новые приемы визуального повествования.

Лени Рифеншталь после Второй мировой войны оправдывала свои творения, объясняя, что снятые ей картины следует воспринимать скорее как документальные фильмы, а не как чистую пропаганду: в них нет рассказчика, который прямо излагал бы идеологию. Сейчас мы ограничены исторической (и идеологической) дистанцией и не можем дать однозначного ответа на вопрос, были ли фильмы (и являются ли они сейчас) просто способом контроля над массами.
Почти два десятилетия спустя после Второй мировой войны немецкое кино оправлялось от неизбежного влияния политики. После того как страна была разделена на Восток и Запад, кинематограф Германии стал менее заметным на мировой арене. Большая часть узнаваемых фильмов была снята на Западе, но позже, в начале 1960-х, это изменилось с появлением французской Новой волны и расцветом артхаусного кино. В то же время в манифесте, подписанном 26 немецкими режиссерами, говорилось, что старые способы создания фильмов на немецком языке давно умерли, а на их месте должно появится новое и свежее кино.
Made on
Tilda