Да, все шутки в интернете правдивы - скандинавам действительно социальная дистанция была совсем не в тягость, они ее и до пандемии соблюдали. От страны к стране степень сдержанности варьируется, традиционно, "оттепель" идет по вертикали: на севере Швеции люди пользуются особенным звуком в качестве согласия, чтобы не тратить воздух из легких лишний раз, а на юге Дании, который, между прочим, граничит с Германией, датчане по общительности превзойдут немцев, но в целом, среднее арифметическое скандинавского менталитета выглядит так: спокойный, вежливый человек, который раскрывается только с самыми близкими, заботится о природе, старается лишний раз не ввязываться в конфликты, примерный семьянин или же погруженный в себя, гостеприимный, но не слишком, прямолинейный, но в меру, как говорят шведы, лагом. Какие могут быть глобальные проблемы у общества, состоящих из таких людей? Да, в общем-то, никаких. Дания на втором месте в рейтинге самых счастливых стран мира, а Швеция с Норвегией - в топ-10. Большинство датчан гордятся своим статусом, но в то же время, говорят, что в их стране искать истории негде, говорить не о чем. То же самое можно примерить и на остальные странах Скандинавии.
В таких "тепличных" условиях неудивительно, что на первый план у творцов выходит внутренний мир человека и межличностные отношения, особенно семейные - как человек сожительствует со своей отстраненностью и закрытостью, но при этом остается счастливым, как социализируются среди такой ментальности дети, какие у них отношения с родителями, и как вообще могут возникнуть конфликты у "счастливых" людей, и счастливы ли они на самом деле?. Об этом скандинавские режиссеры рассказывают неторопливо, смакуя каждую эмоцию, раскрывая ее во всей красе, и получается самодостаточное, аутентичное зрелище. Даже неискушенный зритель поймет, что перед ним фильм именно из стран Северной Европы.
Какие первые ассоциации возникают с Скандинавией? Там холодно, красивая природа, замкнутые интровертные люди и достаточно благополучная жизнь. Все эти четыре стереотипа не только довольно правдивы, но и активно используются кинематографистами.
Скандинавские режиссеры одни из первых в мире задумались, в какой уникальной обстановке проходит их жизнь, как красивы леса Швеции и горы Норвегии, и как важно сохранить их красоту на века не только в жизни, но и в искусстве. Начиная с 60-ых годов двадцатого века, природа становится полноценным персонажем фильмов северных стран, потом эта тенденция распространилась по всему миру. Спокойные, холодные пейзажи будто отражают таких же людей.