PERSONA

Такеши — 500 процентов

Такеши Китано крутой. Крутой и невероятно стильный. Без этих двух понятий рассуждать о нем и его работах — бесполезно.

Бытует мнение, что у Такеши Китано есть какой-то особенный, накрывающий зрителя необъяснимым шармом, стиль. Но как он работает, если почти все его фильмы рассказывают истории преступного мира якудзы, жестоких людей с самыми злыми на свете лицами? Есть смысл рассмотреть этот феномен Китано поподробнее.

by Lera Grebennikova


20/01/2022

Мы уже рассматривали один из фильмов Китано, который вошел в программу мероприятия от Coolconnections: Классика жанра — якудза. Это был «Жестокий полицейский» (1989).
Этот фильм японского режиссера можно назвать программным, потому что в нем встречаются основные приемы, которые режиссер использовал в своих более поздних работах.

Изящное соотношение визуальной части фильма с нарративной — визитная карточка японского режиссера. В его фильмах тонко и четко показана жизнь такой, какая она есть, в её размеренности и жестокости, шуме и ярости. Это начинает прослеживаться в «Жестоком полицейском», дебютном фильме Такеши Китано.
Томные солнечные улицы Японии, над которыми поднимается вуаль горячего воздуха, ведут полицейского Азуму (Такеши Китано) мимо веселящихся детей, через мост, ведут вершить кровавые избиения, сдобренные звуком ломающихся костей. Эти две диаметрально противоположных линии в фильме так филигранно совмещаются, что при просмотре вызывают как истинный ужас, затишье перед бурей, так и ощущение того, что всё идет своим чередом. Такова жизнь.

Герой Такеши Китано может всё. Может терпеть боль, чувствовать запах крови. Принимать предательство, бороться, видеть, как разрушается близкий человек. Эдакий «цельнометаллический», непробивной человек. Однако он тоже способен ощущать обиду и злость, и пусть боится тот человек, который перейдет ему дорогу в неположенном месте, который нащупает его слабости и покажет ему их. Подобный типаж героев ещё встретится в работах Китано и будет одним из самых узнаваемых и самых харизматичных. Совершенно холодный сорви-голова.
Здесь можно увидеть такую Японию, в которую вы бы никогда не хотели сунуться. Трущобную, жестокую, гнилую. Забытую и брошенную на произвол судьбы. Иногда говорят, что если не хватает характера, силы духа — не лезь туда, куда не следует. Однако работа полицейского подразумевает под собой это проникновение в запретные, грязные участки как города, так и человеческой души, а это порой приводит к точке невозврата в душе самого полицейского.

«Я всегда снимаю насилие максимально натуралистически, потому что хочу, чтобы зрители ощутили эту боль. Я никогда не буду снимать насилие так, будто это компьютерная игра, где кровь льется рекой, ничего не затрагивая в человеке» — говорит Такеши Китано.
То, чем занимаются якудза, это конечно натуральный «беспредел». Но это очень стильный «беспредел», со своей глубокой и богатой культурой, со своим характером.

Такеши Китано приоткрывает завесу тайны дел якудзы. Эта невероятная реалистичность происходящего достигнута с помощью не романтического, а действительного изображения семей якудзы. Холодные люди, похожие скорее на взвод солдат на войне, нежели на какую-то «семью» с секретами, да ещё и огромной властью. Они здесь чтобы исполнить свой долг, по-самурайски пройти свой путь, насколько скользким бы он ни был. Они готовы к смерти, готовы к последствиям. Здесь нет места шуткам и эмоциональному раздраю. В этом заключается ещё одна особенность фильмов Китано — колоритность.

Отрезанные пальцы, татуировки, деньги, переговоры, драки, смерть и кипучая жизнь — всё это и есть якудза Китано.
Несмотря на то, что его фильмы пропитаны некоторой голливудской атмосферой, в которой герои действительно выглядят крутыми, их проблемы — проблемами мирового масштаба, на экране всё же люди своего времени, действующие не по правилам Голливуда и желаний зрителей. Подобный реалистичный подход режиссера к культуре якудза, а так же его желание отразить целую эпоху, в течение которой это движение предавалось определенным метаморфозам, при просмотре «Беспределов» дарит тот самый опыт необыкновенной причастности к происходящему на экране.
Фильм повествует о диссоциативном расстройстве личности главного героя, которого играет сам режиссер. Такой себе Бойцовский клуб имени Китано. И это один из самых интересных нюансов «Такесиз», потому что в данном случае возникновение режиссера на экране — далеко не просто обыденное амплуа, к которому так часто прибегал режиссер, а самое сердце фильма.

Есть «Бит» Такеши, брюнет, телевизионная звезда бандитских сериалов, и есть кассир в магазинчике, блондин, неудачник, безнадежно приходящий на ТВ-кастинги. Оба они — Такеши. В лаконичном лозунге фильма: «500 процентов Такеши» заложена собственная рефлексия режиссера: кто он, как он живет, ради чего работает, и кто его окружает.

Каждому из Такеши снится сон про себя и другого Китано. Сны, как и всегда, создают собой странную, фантомную атмосферу, в которой легко запутаться и потеряться. Образы перемешиваются друг с другом, повторяются; постоянно мелькают знакомые лица, всё те же актеры здесь играют различные роли.

Режиссер будто проверяет почву под ногами с помощью «Такесиз». Старается понять, как его образ укрепился в культуре, разбирается в своем прошлом творчестве, на которое ему отчасти действительно больно смотреть, рассуждает о том, что ждет его в будущем. И всё это сквозь призму феерии, созданной режиссером из собственных ярких приемов, харизматичных героев и удивительных ситуаций.
Конечно же, мир Такеши Китано гораздо шире нескольких перечисленных фильмов. Многие из его работ признаны «культовыми», находят отклик в сердцах любителей японского режиссера по всему миру. Фейерверк (1997), Затойчи (2003), Брат Якудзы (2000) – все эти фильмы способны заставить зрителя выдохнуть и сказать: «Да, это Такеши».
Made on
Tilda